Одним из необходимых условий является подбор головки, соответствующей точному размеру «проблемного» болта; внутри габаритных кейсов всегда можно найти подходящую головку.
Методы извлечения и высверливания сломанных шпилек и болтов
Неудобство в процессе сборки узлов и агрегатов машин возникает в случаях, когда монтажные шпильки или болты ломаются. Оставшаяся отломанная резьбовая часть крепежной детали внутри корпуса узла представляет проблему, которую нужно решить для установки новой монтажной шпильки и дальнейшей сборки узлов.
Перед сборкой деталей необходимо внимательно проверить состояние крепежных шпилек. Если обнаружены явные дефекты, следует заменить их на новые. Шпильки с поврежденной резьбой можно восстановить с помощью нарезных плашек (лерок) с соответствующим диаметром, шагом и направлением резьбы. Такой подход гарантирует качественную сборку и позволяет избежать дополнительных затрат на труд.
Эта ситуация в ремонте вызвана следующими причинами:
- Металл крепежной детали изнашивается под воздействием постоянного напряжения
- Коррозия и перепады температуры могут повредить поперечное сечение крепежной детали
- Неправильная технология сборки может привести к превышению усилия затяжки в соединениях
Как решить проблему с болтами, у которых сорваны грани
Болты с поврежденными гранями — это результат неправильного зажима крепежа или нарушения правил его установки. Если болт не может быть восстановлен, то вместе с поврежденной резьбой его необходимо высверлить. В случае, если резьба повреждена незначительно, можно попытаться очистить ее с помощью нарезки резьбы или метчика. Однако, если повреждения серьезные, придется извлечь поврежденный болт и заменить его новым.
Если вам предстоит выполнить ремонт или замену резьбы, важно обращать внимание на детали процесса. Необходимо правильно подобрать сверло по размеру отверстия и удерживать его параллельно при сверлении. После успешного извлечения болта с поврежденными гранями, не забудьте очистить отверстие от мусора и посторонних частиц.
Подготовка к извлечению болта
Перед тем, как приступить к извлечению болта с поврежденными гранями, необходимо провести предварительную подготовку. В этом случае можно использовать следующие методы:
- Существуют специализированные составы, которые эффективно проникают в трещины металла и позволяют удалить ржавчину. Примером такого продукта может служить WD-40. Его формула включает минеральное масло, а также уайт-спирит и бензин, относящийся к легким фракциям. Такая обработка существенно снижает трение, что облегчает извлечение болта. Перед тем, как открутить застрявший болт, также можно применить керосин. Аналогичным образом используется тормозная жидкость.
- При помощи аккуратного удара молотком можно уменьшить сцепление болта. При этом следует быть внимательным, чтобы удары не были слишком сильными. В противном случае возрастает риск повреждения предмета.
- Для устранения проблемы иногда полезно провести разогрев. Это можно сделать с помощью различных импровизированных средств, которые создают тепло. Один из популярных инструментов в таких случаях — газовая горелка. Термическая обработка поможет удалить загрязнения и ржавчину, что улучшит сцепление детали.
Очень удобно, когда вблизи проблемного винта есть достаточно места для использования соответствующих инструментов.
Проблема с заржавевшей гайкой
Еще одна распространенная проблема, с которой знакомы автолюбители (и не только) — заржавевшая гайка или резьба. В этом случае не стоит прилагать чрезмерные усилия, чтобы открутить крепеж. В результате вы можете повредить резьбу и только усложнить ситуацию. Если после нескольких попыток не удается открутить, можно попробовать следующие методы по очереди:
- Используя гаечный ключ, проверяем состояние болта. Существует вероятность, что ржавчина может повредиться и мы сможем открутить гайку.
- Для растворения ржавчины можно залить соединение керосином и подождать. Он сможет разъесть ржавчину, после чего будет проще открутить заржавевшую гайку. Однако при выполнении этой операции необходимо соблюдать осторожность: не курить, не использовать сварку и не находиться рядом с открытым огнем. Это может быть не самым элегантным, но эффективным решением.
- Для того чтобы открутить гайку, можно нагреть ее. Расширение металла позволит нам сделать это. Главное — нагреть гайку, оставив стержень болта холодным. Для этой цели можно использовать строительный фен или открытый огонь (с осторожностью). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры и быстро прогреть место соединения.
Также можно справиться с ржавчиной, используя смазку. Рекомендуется залить место соединения текучей универсальной смазкой, которую можно приобрести в баллончиках WD40. После выдержки нескольких часов можно попробовать поворачивать ключом. Если этот метод не сработал, можно попробовать другие способы поочередно.
Использование отвертки
Если болт поврежден, то в первую очередь следует использовать отвертку или аналогичный инструмент для его откручивания. Главное, чтобы инструмент легко просовывался под головку болта. Затем нужно приложить сильное усилие к отвертке, чтобы болт полностью вышел из детали. Если болт застревает, можно начать вращать его обычным способом. Если возможно, лучше использовать сквозное резьбовое соединение и проталкивать крепежный элемент с обратной стороны.
Для удаления болта вам понадобится металлическая пила. С ее помощью сначала нужно сделать пропил в головке крепежного элемента, в который затем можно вставить плоскую отвертку.
Желательно, чтобы глубина пропила была небольшой. Лучше всего углубиться ножовочным полотном на 75% от высоты всей головки. Таким образом, головка будет разделена на две части. Если пропил будет слишком глубоким, то одна из частей может сломаться.
Возможно, ваша отвертка может скользить. Чтобы исправить эту проблему, используйте специальный клей на основе цианокрила. Он предназначен для быстрого и качественного скрепления металлических поверхностей. Сначала очистите крепление и отвертку от жира. Затем нанесите клей на крепежный элемент и плотно прижмите отвертку к нему. Важно, чтобы они были выровнены. Чтобы клей застыл быстрее, посыпьте место соединения содой. Когда смесь полностью затвердеет, можно начинать вращать.
Кроме ножовки, некоторые домашние мастера предпочитают использовать надфили или угловую шлифовальную машинку с отрезным диском. С помощью этого инструмента можно не только обработать поврежденный крепеж, но и сделать ключ, с помощью которого можно будет выкрутить сломанный болт. Например, умельцы восстанавливают грани до нужного размера. Если у вас есть рожковый ключ, то нет необходимости делать из него шестигранник. Достаточно просто вырезать в нем две параллельные грани.
Как извлечь заклинивший болт?
Резьба, которая была покрыта грязью и/или приржавела, может оказаться в полностью исправном состоянии (не поврежденной). Однако из-за наличия грязи или ржавчины в ее углублениях болт может оказаться «зажатым в тисках». И попытка слишком сильно открутить его может привести к поломке резьбы! Что не рекомендуется, так как намного проще устранить «прикипание» и извлечь исправный болт, чем справляться с поврежденной резьбой.
Поэтому, прежде чем считать, что болт поврежден и применять силовые методы «выкорчевывания», лучше сперва попытаться устранить прилипание. Для этого следует использовать (обязательно!) торцевой ключ или накидную головку. Рожковым ключом можно только повредить грани или полностью оторвать головку болта. О том, как извлечь сломанный болт, рассказывается в начале статьи.
Однако перед тем, как поворачивать ключ, необходимо сначала тщательно очистить болт от прилипшей грязи. А во-вторых, обработать его специальной жидкостью. Лучше всего подойдет фирменный «растворитель ржавчины», в состав которого входит дисульфат молибдена. Также подойдет проникающая универсальная смазка WD-40. В экстремальном случае можно использовать керосин, тормозную жидкость или дизельное топливо (с большой осторожностью из соображений безопасности!). Однако доставить жидкость к резьбе под головкой болта гораздо сложнее, чем при откручивании гайки (особенно когда резьба стержня болта или шпильки выступает за размеры гайки), но этот шаг все равно не повредит.
Подождав некоторое время (пока жидкость сработает), можно приступать к выкручиванию. Если обычный торцевой ключ не помогает, лучше воспользоваться специальными накидными головками с ударным механизмом.
Важно отметить, что «заклинивание» резьбы происходит не только на деталях, подверженных воздействию грязи (например, в подвеске автомобиля), но и на тех резьбах, которые крепят узлы, работающие в условиях значительных перепадов температур. Например, выпускной коллектор двигателя или приемная деталь глушителя часто демонтируются с трудом из-за «заклинивших» гаек. Несмотря на то, что эти крепления не подвергаются сильному загрязнению, их «заклинивание» обусловлено именно работой в условиях циклического нагрева до высоких температур и многократного остывания.
Правила техники безопасности
Процесс удаления сломанной резьбы сопровождается определенными рисками. Все зависит от характера отверстий под винты, болты или шпильки (труднодоступные, сквозные).
Основные правила безопасности следующие:
- Необходимо обязательно защищать лицо и руки: всегда надевайте респиратор, пластиковые очки и рабочие перчатки. Если вы работаете с химическими веществами, возможность получить ожоги или вдыхать вредные испарения значительно возрастает. Будьте особенно осторожны с жидкими растворами, некоторые из них могут нанести разрушительный вред слизистой оболочке.
- Респираторы, о которых упоминалось выше, особенно полезны при работе с едкими химикатами. Если вы не обеспечите защиту дыхательных путей, резкие запахи могут привести к осложнениям для вашего организма. Благодаря респиратору они не достигнут чувствительных органов.
- Очки — отличный способ защитить глаза как от пыли, так и от компонентов растворов. Не забудьте надеть их также на этапе подготовки к извлечению резьбы.